Собаки в истории искусства

 Если история изобразительного искусства является индикатором ценностей и приоритетов человечества, то без сомнения собака всегда была очень важна человеку. Самые ранние изображения собак можно проследить до приблизительно 6000 лет назад. Изображения собакоподобных существ появляются на доисторических пещерных росписях периода Палеолита. А потом и в Египетском искусстве. Древние греки также оставили после себя множество изображений борзых, мастифов и крошечных терьеров. Впечатляющие изображения собак можно найти и на Вавилонских стенных рельефах, которые сейчас находятся в Британском музее в Лондоне.

hist5

Присутствие собаки в западноевропейском искусстве в течение веков кажется почти что случайным. Привычный элемент повседневной жизни, она сопровождает и охотника, и рыцаря, и священника, прячется почти под каждым пиршественным столом, сидит на прикроватных ковриках в женских спальнях. Особый символизм приписывался образу собаки в этих картинах. Нередко собака изображалась носителем и чисто человеческих качеств.

hist12

 

 

 

Начиная с 15-го и 16-го веков, художники начали постепенно выносить собаку на передней план, делая ее главным героем своих работ. Еще одной особенностью этой  эпохи была реалистичность изображений конкретных собак.

Конец 17-го, 18-ый и 19-ый веков ознаменовали собой расцвет жанра собачьих портретов. Многие известные художники разных стран полностью специализировались на этом жанре.

 

Среди прочих выделялись такие мастера как: Эдвин Лансир, Джордж Стаббс, Роза Бонёр, Мод Ёрл, а также многие мастера английской школы. Эта школа процветала под покровительством королевы Виктории, известной «собачницы». Она заказывала множество портретов своих собственных собак, чтобы украсить ими стены комнат своего дворца. Все эти работы до сих пор находятся в Английской Королевской коллекции.

 

hist 87

hist100

hist99

hist96

 

Как сказал о них один известный художественных критик: «Это изображения реальных собак… Они живут и дышат через блеск краски: чувствуется движение их кожи и костей, бег крови по венам; это собаки, готовые спрыгнуть с холста». В большинстве своем, это были собаки состоятельных людей, дорогостоящие и ухоженные. Появление в искусстве написанных с натуры собак с отображением их характера и индивидуальности во многом приблизила жанр к жанру «человеческого» портрета. Можно выделить три основных направления, по которым развивался жанр собачьего портрета: охотничий портрет (на котором собака изображалась активно охотящейся), портрет породистой собаки (создававшиеся специально для того, чтобы запечатлеть физические особенности и красоту каждой породы), и портрет домашнего любимца, целью которого было изобразить не только внешность, но и характер питомца. Но, конечно, многие работы выходили за рамки строго одного направления.

 

В течение всего 20-го века, собак часто изображали и как главных героев картины, так и как второстепенных персонажей. Практически каждый известный художник той эпохи изображал собаку в том или ином виде. С приходом модернизма, изображения становились все более абстрактными и экспериментальными.

 

Собака так плотно укоренилась в человеческом обществе, что, вероятно, она никогда из него не исчезнет, и пока человек и собака идут одной дорогой, художники будут продолжать увековечивать ее в своих картинах. От себя хотелось бы добавить, что я надеюсь, что 21-ый век продолжит традицию восхищения красотой и сложностью собаки, изображая наших любимцев и через искусство размышляя об их месте в нашей жизни.

 

 

 

Advertisements